Нe тaк дaвнo я ужe рaсскaзывaл o прoблeмax мoрякoв возле oфoрмлeнии (прoдлeнии) дoкумeнтoв (кoлoнку мoжнo прoчитaть здeсь). С тex пoр тучи сeрьeзнo сгустились.
23 сeнтября 2020 гoдa, в Интeрнeтe пoявился видeoрoлик, в кoтoрoм дeсятки укрaинскиx мoрякoв рaсскaзывaют o систeмнoй кoррупции в сфeрe диплoмирoвaния и сeртифицирoвaния. Oснoвныe иx прeтeнзии свoдятся к тoму, чтo зa пoслeдниe три гoдa стoимoсть прoxoждeния учeбныx курсoв вoзрoслa в 10 рaз, нa сдaчу экзaмeнa нeвoзмoжнo записаться не принимая во внимание посредника-агента, а сам экзамен сдается всего на «платной» основе. Попытаемся разобраться в ситуации.
Весь круг моряк раз в пять лет надо обновить свои документы – рабочий удостоверение и сертификаты. Он должен пройти учебные курсы (в зависимости ото должности), сдать экзамен в Инспекции соответственно дипломированию моряков (ИПДМ) и получить у капитана порта показани рабочего диплома (сроком на пятеро лет). В 2017 году все сие обходилось офицеру в $800-1 000.
К слову, международными нормами предусмотрено автоматическое растягивание рабочего диплома при наличии установленного стажа плавания. В Украине но абсолютно все моряки должны в обязательном порядке изнемогать экзамен.
Для подтверждения документов в Украине беззаветно любому моряку необходимо пройти курсы в учебных центрах, обессилеть экзамен государственной квалификационной комиссии, обретший документы у капитана порта. Все учебно-тренажерные центры (УТЦ) в Украине должны (пре)бывать одобрены Государственной службой на морском и речном транспорте (Морская аппарат, или как ее окрестили в моряцкий отрасли – МорАд). До появления Мореплавательный администрации, только в Одессе, действовало 18 УТЦ, уполномоченных протаскивать подготовку в соответствии с Конвенцией ПДНВ.
В 2018 году, как-нибуд заработал МорАд, ту же закрыли 80% учебно-тренажерных центров, а оставшиеся «правильные» подняли цены параллельно в пять раз (позже произойдет пока несколько повышений цен).
В 2017 году проверка в ИПДМ можно было сдать до мозга костей бесплатно, конечно, при наличии соответствующих знаний. С 2018 годы ни один, даже самый наторелый капитан дальнего плавания, не может изнемочь экзамен без взятки в $800-1 200.
А всесторонне недавно появилась схема, которой бы позавидовал без спросу экс-президент Украины Виктор Янукович. Ради того, чтобы подать документы сверху экзамен, моряку необходимо установить нате смартфон приложение e—sailor, загрузить в него конец свои личные данные, оформить нотариальную (!) гарантия и оплатить услуги «агента».
Запись получай экзамен возможна исключительно через прибавление. Разумеется, оно получило шквал негативных отзывов и было удалено (с)перва-наперво из Google play store, а вслед из Apple store. Но «разработчики» быстрыми шагами сориентировались, и сегодня подача документов повелось со смартфона «агента» из автомобиля примыкая ИПДМ.
Что интересно, профильное контора официально заявило, что e—sailor мало-: неграмотный уполномочено оказывать подобные услуги. Так есть министр либо в доле, либо полном) объеме утратил контроль над происходящим.
И вишенка нате торте – капитан порта. В 2017 году верификация (продление) диплома выдавал капитан порта, выделенный на должность министром инфраструктуры, в качестве кого это предусмотрено Кодексом торгового мореплавания. В 2018 году постоянно капитаны портов были уволены министром, а новые назначены главой МорАд, кое-что напрямую противоречит Закону.
И тогда а появился новый «игрок» – Морречсервис. Сие государственное предприятие, которое за денежка (немалые) моряков оказывает посреднические сервис при оформлении документов. «Напрямую у капитана порта медленно и неудобно, а через Морречсервис – быстро и комфортно» – безупречно такой лозунг у этой прокладки.
В целом, в 2020 году моряку документы обходятся в $4000-5000 вопреки $800-1000 в 2017 году.
За последние один с половиной года работы нового министерства, пишущий эти строки регулярно слышим обещания и заверения в скорых реформах и «покращеннях», хотя на деле ситуация усугубляется с каждым белым днем. Это и привело к тому, что моряки объединились и создали Telegram-свищ, в котором уже более 7 500 участников. Кадр(ы) призывают к забастовкам, митингам и даже новому Майдану. И сие неудивительно, если учесть, что украинских моряков изумительный всем мире работает от 100 000 поперед 200 000, и они привозят в страну $2-3 млрд из года в год. А что они получают взамен?
Клеймящий по всему, точка невозврата пройдена и нашим топ-чиновникам про определиться, чьи они все-таки прислуга.
Специалисты морской отрасли (в частности, Морская светлица Украины) уже давно озвучили палитра всех проблем отрасли и предложили логичный план действий по их решению. Оный план есть в министерстве инфраструктуры, Кабмине, профильном транспортном комитете ВР и Офисе президента. Однако сегодня в этих государственных структурах так-таки отсутствуют профессионалы со специальным образованием и опытом, которые могли бы раскусить суть и воплотить этот план в многолетие. Бал правят некомпетентность и коррупция.
А тем временем, в соседней дружественной Польше наши моряки гладко могут продлевать и подтверждать документы не принимая во внимание унижений и поборов и за гораздо меньшие червонцы. Поэтому, после ослабления карантинных ограничений, целесообразно ожидать серьезного оттока рабочей силы изо нашей некогда морской страны.
И старый и малый материалы автора
Если Вас заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.