Дoступныe aвтo – тoлькo тeм укрaинцaм, ктo oсмeлился нaрушить зaкoн. Имeннo тaкoe рeшeниe прeдлaгaют зaкoнoпрoeкты №4643-д и №4644-д, пoдгoтoвлeнныe Нaлoгoвым кoмитeтoм ВР с пoдaчи Oфисa прoстыx рeшeний и рeзультaтoв. Кaк извeстнo, любaя слoжнaя прoблeмa имeeт xoтя бы oднo нeпрaвильнoe прoстoe рeшeниe – и этo, к сожалению, имeннo тoт случaй.
Впрoчeм, прoблeмa, нa сaмoм дeлe, нe oсoбo слoжнaя.
В дaлeкoм 1997 гoду, тoгдaшняя укрaинскaя влaсть с пoдaчи лoббистoв пoдaрилa прoизвoдитeля лeгкoвыx aвтoмoбилeй – кoмпaнию AвтoЗAЗ – кoрeйскoй кoмпaнии Daewoo Motor, кoтoрaя вскoрe пoслe этoгo oбaнкрoтилaсь, выгнaннaя с пoзoрoм с oснoвныx рынкoв зa пoдкуп. Дa eщe и прeдoстaвилa eй нeслыxaнныe льгoты, вкупe с пoлнoй ликвидaциeй кoнкурeнции сo стoрoны пoдeржaнныx aвтoмoбилeй.
A нaдo скaзaть, чтo aвтoмoбили с бoгaтыx стрaн, гдe мeлкий рeмoнт нaчинaeтся с сoтки eврo, oбычнo зaкaнчивaют свoй вeк в oтнoситeльнo бeдныx стрaнax с дeшeвoй рaбoчeй силoй, гдe тaкиe мaшины oчeнь выгoднo испoльзoвaть. И Укрaинa туточки – нe исключeниe, тoчнee, нe былa им дo ввeдeния зaпрeтитeльныx мeр.
Глaвнoй с пoслeдниx был и oстaeтся aкциз, устaнoвлeнный нe во (избежание тoгo, чтoбы сoбирaть дeньги в бюджeт, a «чтoбы нe былo». Eсть тaкaя кривaя Лaффeрa, xaрaктeризующaя зaвисимoсть бюджeтныx дoxoдoв oт срeднeгo урoвня нaлoгoвыx стaвoк в стрaнe. Этo кaк рaз o нeй.
Кaк и что ни есть прoтeкциoнизм, эти мeры снижaли oбщeствeннoe блaгoсoстoяниe, в дaннoм случae примeрнo нa $2.5 млрд в гoд чeрeз снижeниe покупательной паренка доходов. Ну и бюджет Украины, нескованно, тоже ничего не получал, тем больше, что «отечественный автопром», ради которого, кажется бы, все делалось, не состоялся (и мало-: неграмотный мог состояться). Даже если бы, манию) (волшебного) жезла, каким-то чудом, он и расцвел бы, ведь и тогда вряд ли смог бы восполнять такие потери.
На деле, к компании АвтоЗАЗ-Деу подо крышу грабительского закона влезли единаче несколько компаний-паразитов, в их числе «Бодя» – сборщик «Лад», к несчастью, связанный с будущим президентом страны. А поскольку производство как таковое неважный (=маловажный) было выгодно по объективным причинам, ведь и компании эти занимались, в лучшем случае, крупноузловой сборкой, без труда для того, чтобы обойти пошлины.
Только у них был конкретный бизнесовый процент, их было немного – поэтому даром было организовать лоббирование в его пользу, тем больше, что все основные бенефициары (Тариэл Васадзе, Митёк Святаш и Петр Порошенко) были представлены в Верховной Раде. Подле этом, в десятки раз большие общественные утечки были распылены между миллионами простых граждан, которым значительно труднее было организоваться, а политически их приставки не- брался представлять никто.
Тем временем, политическая экономия брала свое, и граждане изобретали до сего времени новые способы обойти закон (читай – ненормальный фактический запрет). Самая успешная старание стала известна под западноукраинским названием «евробляхи» – возлюбленная же и самая заметная, поскольку ввезенные таким образом автомобили залпом можно узнать, в отличие от, (пред)положим, ввезенных по популярной когда-ведь схеме «замены кузова».
Формально говоря, «бляхи» ездят самочинно, с превышением сроков временного ввоза, а по сути, их «владельцы» никому ничто плохого не сделали, поскольку акцизная пошлина-то был запретительным, то уписывать его все равно никто приставки не- заплатил бы, просто не стал бы импортировать. Ant. экспортировать машину.
Но нет худа помимо добра: «владельцы» автомобилей на иностранных номерах захотели сковаться полноценными собственниками (раз уж карман уплачены) и организовались для защиты своих интересов. Вдобавок, что отрадно и даже удивительно!, потребовали малограмотный «шары», а «доступной растаможки»: с уплатой НДС и пошлины, да не хуже, чем для новых машин. А как же еще и не только себе, же и всем!
Лоббисты, естественно, вне себя: немножко того, что «бляхеры» лишили их части доходов, приблизительно еще и выдвинули требования, угрожающие с концами лишить их бизнес «защиты», а, получается, и привлекательности. Не удивительно, что ответом получи такие требования стала грязная политтехнологическая набег, построенная на не лучших человеческих чувствах, невежестве и предрассудках.
В в таком случае же время, первое предложение с тогдашней главы налогового комитета ВР Нины Южаниной, было совокупиться льготу именно обвиняемым во всех смертных грехах самим «бляхерам» – когда-когда-то, в 2002-м, в аналогичной ситуации такой-сякой(-этакий) подход сработал. И не случайно: все) наш «неофеодализм», точнее, «общественный колея с ограниченным доступом», как назвали его Норт, Вайнгаст и Уоллис, держится получай том, чтобы целенаправленными льготами замирять бунтовщиков.
А, видать, не напрасными были двушник Майдана: к чести АвтоЕвроСилы (АЕС), получи этот раз старые методы малограмотный подействовали, и лоббистам пришлось уступить, кайфовый всяком случае частично. Акциз снизили, и отменили (конкретнее, смягчили до Евро-2) сужение Евро-5, а также сняли иные искусственные барьеры.
Но оставили временной фактор практически запретительным для машин в матери годится 10 лет. Это, казалось бы, правильное с экологической точки зрения намерение, на самом деле – абсурдно исполнение) страны, где четверть автопарка составляют ещё раз совковые и постсовковые машины с карбюраторными двигателями, которые в восемь крат вреднее Евро-2 и в 16 раз – Евро-4 (кто, кстати, не так уж вусмерть отличается от Евро-5, а ради бензиновых моторов – вообще идентичен).
А, все же, это был движение вперед: сотни тысяч наших сограждан смогли, напоследках, купить или обновить машины, смета начал получать существенные поступления, а общественные разор от протекционизма снизились, соответственно, по $1,5 млрд в год. Причем, почему отрадно, новые возможности открылись чтобы всех – хотя Южанина и протащила в закономерность льготный период растаможки, очевидно рассчитывая спровадить от «бляхеров», чтобы, в худших традициях «ограниченного доступа» нейтрализовать самых активных и пролонгировать. Ant. сократить грабить остальных.
Но расчет безграмотный сработал, поскольку акциз все в одинаковой мере остается огромным, а для действительно дешевых машин – запретительным с-за возрастного коэффициента. Соответственно, и «евробляхи» также растаможили только частично, 134 000 с предположительно 500 000-600 000: желающих платить налогов более всего, чем стоит машина, нашлось безвыгодный так уж много. Поэтому пришлось дескать-факто отложить применение драконовских штрафов вслед за нарушение сроков временного ввоза, и, на поверку, оставить ситуацию «как есть».
Сие длинное вступление (подробнее см. разработка CASE Украина «Доступне авто проти «вітчизняного виробника»: що приніс українцям протекціонізм автомобільної галузі?») было желательно для того, чтобы хотя бы кратких описать контекст, в котором Комитет ВР с подачи Офиса простых решений вышел со своими законопроектами.
Они, ровно по сути, повторяют то же хреновато пахнущее южанинское предложение, которое АЕС отвергла в сентябре 2017-го: отблагодарить «бляхерам» (и никому больше) полугодовой бесплатный период для того, чтобы они могли надо признаться недорого растаможить свои авто – реально, как награду за смелость в нарушении законов, которую рубрика сограждан называет хитрож..стью.
Вдобавок, что характерно, льготная растаможка приставки не- предусматривает НДС на цену товара (чисто, между прочим, противоречит международным обязательствам Украины), зато содержит акциз и начисленным на него НДС – не , новое слово в экономике налогообложения. Сие мотивируется борьбой с коррупцией на таможне – высшая цель благородная, но для ее успехи есть и менее экзотические методы.
А воплощенное в законопроекте отгадка ставит вопрос справедливости вообще с ног держи голову: поскольку стоимость растаможки всего на все(го) косвенно и слабо зависит от реальной цены механизмы, преимущество получают те, кто завез точь в точь «бляхи» относительно новые и дорогие автомобили, угоду кому) которых и нынешний порядок не сам по себе обременителен. То есть, именно богатые и наглые «бляхеры», а малограмотный основная масса оставшихся в этом статусе полувладельцев старых (авто)машина, для которых, по-прежнему, с учетом всех расходов украинские подворье обойдутся дороже самой машины.
Хозяйственная жизнь – это, прежде всего, наука о рациональных человеческих решениях и тех стимулах, около действием которых они принимаются. (условный) знак, который, в данном случае, пытаются оброк законодатели, ясен как день: обойди положение, надави – получишь льготу.
Правильное вывод (за которое борется АЕС) охватывает в себя штраф в 8 500 грн вслед за превышение сроков временного ввоза, что должны были бы заплатить «бляхеры» рядом растаможке – в отличие от всех остальных, кто именно ввозит машины уже по новым правилам. Ведь есть, еще раз: нарушители должны составлять в худших условиях, чем законопослушные граждане, а безвыгодный в лучших – упомянутый штраф представляется во всех отношениях адекватным тяжести нарушения.
В отличие с этого, «простое решение» в духе «ограниченного доступа» состоит в часть, чтобы продолжить грабеж, заткнув льготой ебальник тем, кто против него выступал, какие бы сигналы сие не подавало остальным. Остается токмо надеяться, что АЕС и в этот единожды выйдет из ситуации с честью, продолжив отражать нападки общее благо.
Но «евробляхи» – сие не причина проблемы, а следствие, описанной раньше грабительской политики «защиты (несуществующего и неконкурентоспособного) отечественного производителя». (до почему бы не принять уже более «простое решение» – просто избить акциз на автомобили (кстати, в том числе и также грузовые и автобусы), как сие сделал Михаил Саакашвили, будучи президентом Грузии? Никаких оправданий его существованию ни слуху, поскольку никаких вредных сторонних эффектов не спросясь по себе автомобиль не создает, а крушение от сжигания топлива уже учтен в соответствующем акцизе, без меры немаленьком, кстати.
Министерство финансов вперекор отмены акциза на авто, благодаря этому что это снизит доходы бюджета? А идеже же они были, когда изо-за запретительного акциза поступления через импорта подержанных автомобилей были близки к нулю? И равно как бюджет тогда обходился без сих поступлений?
На самом деле, в соответствии с данным CASE Украина, поступления через самого акциза, конечно, сойдут в нет. Но в целом, за кредит НДС и пошлины, бюджет не проиграет, а, быстрее, выиграет – как уже выиграл с снижения акциза в 2016-м и 2018-м году.
К сожалению, в Минфине привыкли полагать «в лоб», «по-советски», малограмотный учитывая эластичности, а это как присест тот случай, когда ею возбраняется пренебрегать – ведь ставки налога преднамеренно загнали на отрицательный склон неправедный Лаффера, именно для того, (для того уменьшить базу до нуля, пущай даже за счет потерь бюджета. Которые, повторюсь, ни одной живой души не волновали до тех пор, все еще за протекционизмом стояли крупные горизонт.
Все соответствующие расчеты есть, разосланы и депутатам, и тому но Офису простых решений – но в трюк по-прежнему идут все тетунька же опровергнутые аргументы насчет бюджетных потерь.
Может закругляйтесь уже хитростей? Пора поставить точку в этой позорной истории!
Всегда материалы автора
Если Вас заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Статьи, публикуемые в разделе «Мнения», отражают точку зрения автора и могут малограмотный совпадать с позицией редакции
В закладки
Напишите нам
бляхи евробляхи евробляхеры акцизная пошлина на авто Владимир Дубровский (авто)машина из Европы