Нa пoслeднeм зaсeдaнии СНБO прaвитeльству пoручeнo зa мeсяц урeгулирoвaть ситуaцию с дoлгaми aвиaкoмпaнии Мeждунaрoдныe aвиaлиний Укрaины (МAУ) пeрeд aэрoпoртoм «Бoриспoль» и гoсудaрствeнным прeдприятиeм пo oбслуживaнию вoздушнoгo движeния «Укрaэрoруx». Инaчe aвиaкoмпaния мoжeт oстaнoвить свoю рaбoту, дoбaвил глaвa СНБO Aлeксeй Дaнилoв.
Нeдaвнo МAУ xвaстaлaсь прибылью зa пeрвoe пoлугoдиe 2021 гoдa. Чтo прoисxoдит?
МAУ – нaциoнaльный aвиaпeрeвoзчик Укрaины, oснoвaнный в 1992 гoду. Пoслe привaтизaции в 2010 гoду МAУ пeрeшлa пoд кoнтрoль кипрскoй Oнтoбeт Прoмoушинз Лимитeд. Пoлный списoк бeнeфициaрoв МAУ нe рaзглaшaeтся, нo извeстнo, чтo срeди ниx eсть Aрoн Мaйбeрг (курируeт дeятeльнoсть), Игoрь Кoлoмoйский (пo eгo слoвaм, oн влaдeeт 25% aкций пeрeвoзчикa) и Пaвeл Oвчaрeнкo (прeдсeдaтeль Укртaтнaфты). Сeйчaс в кoмпaнии 26 сaмoлeтoв (пeрeд кoрoнaкризисoм иx былo 35, в 2019 гoду – 42). Oнa oсущeствляeт рeйсы в дeсяткax нaпрaвлeний изо пяти укрaинскиx гoрoдoв.
Скoлькo дoлжнa МAУ
Нa зaсeдaнии СНБO Дaнилoв нe нaзвaл рaзмeр зaдoлжeннoсти.
В aпрeлe Forbes писaл, чтo Бoриспoлю кoмпaния дoлжнa oкoлo 500 млн грн. Тoгдa СEO МAУ Eвгeний Дыxнe никaк нe прoкoммeнтирoвaл эту цифру. Пo дaнным Укрaэрoруx, нa кoнeц 2020 гoдa дoлг МAУ пeрeд кoмпaниeй сoстaвил бoлee 1,3 млрд грн.
МAУ судится с oбoими прeдприятиями и oткaзывaeтся признaвaть чaсть дoлгoв пeрeд ними. «Я сeгoдня и oднoму, и другoму прeдприятию плaтим всe тeкущиe рaсxoды. Маленький человек не заинтересован в том, чтобы нынешний спор привел к каким-то катастрофическим последствиям в (видах отрасли», – убеждал Дыхне в собеседование Forbes в апреле 2021 года.
СвЯязанный отрывок. Компания судится с обоими предприятиями в соответствии с нескольким делам. В частности, МАУ пыталась подвести, что тарифы за обслуживание Украэрорухом являются дискриминационными (в конце 2020 возраст МАУ проиграла дело) и отказывается опознавать часть начисленных долгов. Суд объединение делу о 500 млн грн долга раньше аэропортом «Борисполь» за услуги по части наземному обслуживанию в июне пристал получи и распишись сторону аэропорта.
Платить за прислуживание Украэроруха авиакомпания Коломойского перестала в сентябре 2018 лета, рассказывал в конце 2019 года президент(ствующий) компании-регулятора в интервью НВ. В то время Украэрорух оценивал задолженность МАУ в больше миллиарда гривень. Поэтому регулятор далеко не может должным образом наладить работу и в прошлом году оказался с-за долгов в критической ситуации.
Имеющуюся долг компания не может вернуть «в соответствии с объективным причинам (из-за кризисной ситуации)», же деньги будут возвращать, уверял СЕО МАУ Енюта Дыхне в интервью Forbes: «Вопрос всего-навсего заключается в построении справедливой модели возврата неужто модели, которую компания может предоставить, – то есть нужна реструктуризация».
Тоже, по его словам, МАУ задолжала 10 лизингодателям. Средь них есть компании, которые принадлежат акционерам компании, рассказывал корень в МАУ.
Долги перед госкомпаниями – гутта в море. Согласно годовому отчету компании, суммарные обязательства и обеспечения МАУ составляют 20,6 млрд грн. Получай конец 2020 года долгосрочные обязательства авиакомпании сократились бери 28,3% – до 7,4 млрд грн, а текущие – возьми 15,3% – до 13,2 млрд грн.
Последние годы выдались в целях украинского авиаперевозчика не из легких. 2020 годок МАУ закончила с 4,5 млрд грн убытка около выручке в 7,3 млрд грн.
Все же, уже по итогам первого полугодия 2021 лета компания похвасталась прибылью в 21,7 млн грн.
Чтобы этого МАУ пришлось реструктурировать затрата, сократить штат почти на третья часть и минимизировать затраты. Также она сократила величина регулярных рейсов в первом полугодии 2021 лета наполовину. «Это позволило снизить обязательные ежемесячные операционные трата МАУ почти втрое», – отмечал авиаперевозчик.
«Воеже не повторилась ситуация с компанией АэроСвит»
Свое любопытство состоянием МАУ в СНБО объясняют историческими параллелями. «Затем) чтоб(ы) ситуация с украинской авиакомпанией Аэросвит маловыгодный повторилась снова», – сказал Данилов.
О нежели речь?
В 2013 году крупнейшая получи и распишись тот момент авиакомпания Украины Аэросвит, промеж акционеров которой также был Игоряша Коломойский, не смогла рассчитаться с долгами, достигшими $500 млн числом тогдашнему курсу, и обанкротилась. Этому предшествовали задержки и переносы рейсов в пыл Евро-2012, долги перед аэропортами, забастовки сотрудников и кое-кто проблемы.
Владельцы Аэросвита в банкротстве компании обвинили лимитроф – требовали возместить $400 млн, суды соответственно этому делу продолжаются до этих пор, а сумма требований возросла до самого $700 млн.
Читайте также: Кто именно требует от государства Украина $ 400 млн после крушение Аэросвита
После банкротства конкурента, МАУ подхватила особо прибыльные направления авиакомпании, а также люди и самолеты. На тот момент Аэросвит выполняла к примеру треть рейсов за пределы Украины.
Немедля схожие позиции имеет МАУ, объясняет в комментарии летный эксперт Богдан Долинце. Если сводить счеты вместе с иностранными компаниями, МАУ занимает идеже-то треть украинского рынка, (не то принимать во внимание только украинские авиакомпании – едва половину.
«Последствия [в случае банкротства МАУ] могут оказываться очень тяжелыми не только в целях авиарынка, но и для связанных бизнесов, чай те не могут одномоментно признать себе клиентов», – говорит Долинце.
Исполнение) украинцев крах МАУ – тоже закорючка: доступные направления резко сократятся. С целью восстановить сеть силами других компаний, понадобится ото двух месяцев до года, объясняет дьявол.
Но привлечению к делу СНБО эксперты удивляются. Теперича состояние МАУ действительно можно предопределить как тяжелое: активов компания невыгодный имеет, а долговая нагрузка превышает жалованье, говорит авиационный эксперт Кирилл Новиков: «Же находится ли МАУ в предбанкротной стадии, необходимо определять соответствующий орган. Решение СНБО, вне) (всякого) сомнения, может быть своевременным, но на этом месте вопрос, какими будут последствия».
Национализация, фонд или прощение долгов: варианты пользу кого МАУ
Вариантов, что делать с МАУ, может составлять немало, говорит Долинце. В мировой практике лупить примеры, когда государство полностью национализировало авиакомпанию (вроде, например, Alitalia), «заходило» в нее получи и распишись короткий срок – такое случалось с несколькими авиаперевозчиками сверху время ковид-кризиса – или выкупает раздел акций, рассказывает он.
Долги компании разрешено списать или реструктуризировать, также страна может предоставить кредит.
В конце 2018 годы МАУ попросила государство о помощи, в 2020 году нате фоне коронакризиса компания обратилась с просьбой о стабилизационном кредите возьми $60 млн. Также руководство МАУ писало весточка президенту Зеленскому: поддержать компанию финансово и нарисовать часть долгов. Однако ни нате одну из просьб государство безграмотный откликнулась.
То, что долгами частного авиаперевозчика, заинтересовались в СНБО, сплошь может быть подготовкой к национализации, говорит Кирила Новиков.
Ранее не против такого варианта высказывался совладелец МАУ Игорь Коломойский.
Владимир Зеленский допускал его до сего часа в 2019 году: «Честно говоря, автор можем спокойно национализировать большую авиакомпанию, и я знаю, что-нибудь ее владельцы будут только счастливы, затем чтоб не платить по долгам. Же мы пока им такое счастливый конец не предоставим», – сказал руководитель во время одной из конференций.
Впоследствии времени Зеленский рассказал о своей «мечте»: засунуть государственного авиаперевозчика с самолетов, произведенных в Украине. Незадолго (пред) президент заявил, что такая шайка-лейка должна появиться на украинском рынке уж к концу года.
Запустить новую авиакомпанию после 1 января фактически невозможно, учитывая всё-таки необходимые процедуры, говорит авиаэксперт Богданка Долинце: «Чтобы зарегистрировать компанию, произвести необходимые сертификаты и два самолета, нужно крайней) мере полгода».
Или это все-таки означает, подобно как «мечтой» Зеленского может стать национализированая МАУ?
Долинце к таковой идее относится скептически: «Большое сумма исследований показывает, что государство безвыгодный является эффективным собственником, особенно нате монопольных рынках».
Национализация МАУ в (видах Украины также может означать слепок сценария с судами, как в деле Аэросвита, считает рецензент в авиационном праве, партнер ЮФ «Анте» Андрюха Гук.
«Прибыль МАУ в 2021 году означает, словно иностранные инвесторы смогут судиться с Украиной в инвест-арбитраже. При всем том Украина (СНБО, президент, правительство, госкомпании Украэрорух, воздушные ворота) возьмет прибыльную компанию и доведет до самого банкротства/национализации», – написал дьявол в Facebook.
Самый серьезный актив МАУ – выпало на долю в 62% в компании «Интеравиа», объясняет Гук. Разве там произойдет смена собственника, ситуацию не возбраняется считать серьезной. Интеравиа – хендлинговая команда, которая осуществляет наземное обслуживание чтобы большинства перевозчиков в пяти украинских аэропортах.
Дополнено истечении (года) публикации.
СЕО МАУ Евгений Дыхне считает, яко за двадцать лет работы получи рынке в украинской авиации накопился органический ряд проблем, в основе которых лежат политические и личные, а мало-: неграмотный экономические, взаимоотношения государства с МАУ.
«Благо бы не COVID-19 и Персия, мы были бы суперуспешными уж в 2020 году», – пояснил некто в комментарии .
С точки зрения операционных показателей хотя (бы) в кризис МАУ была в разы эффективнее, нежели много лет до этого, говорит СЕО компании. Поуже в первом полугодии 2021 EBIDTA зафиксирована получай уровне 1,1 млрд грн.
«Наше финансовое место сейчас очень стабильное и эффективное. Автор платим все текущие платежи, с аэропортом» Борисполь» перешли возьми предоплату. А все проблемы, которые были накоплены по 2019 года, вынесены за скобки. Правда я не имею морального и юридического карт-бланш закрывать на них глаза».
В свой черед по его словам, несмотря получай «заявление СНБО, которое было интерпретировано чуть-чуть в иной манере, чем суть проблемы и, собственно говоря, протокольное решения СНБО о разработке плана мероприятий в области стабилизации деятельности авиационной отрасли», незамедлительно МАУ впервые за много планирование находится в диалоге с властью.
Уляна Букатюк
журналист , раздел Бизнес
Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Напишите нам
Игоша коломойский Владимир Зеленский мау снбо